Историческая справка 306 овэ

На основании Директивы Генерального штаба от 1980 года в период с 11 сентября 1981 года по 01 сентября 1982 года на базе 742 узла связи 43 рд в населенном пункте Гаи Роменского района Сумской области была сформирована 306 отдельная вертолётная эскадрилья.

Формировал 306 овэ её первый командир майор Чалый Александр Васильевич военный летчик первого класса, с октября 1983г. подполковник, в ноябре 1988 г. назначен в авиационный отдел штаба 43 РА на должность Чалый Александр Васильевич старшего инспектора–лётчика, с декабря 1990 года начальник отделения боевой подготовки старший инспектор–лётчик, c марта 1992 года начальник авиационного отдела, с августа 1992 года полковник, в сентября 1994 года назначен на должность заместителя начальника отдела боевой подготовки службы начальника авиации Главного штаба РВСН, с февраля 1995 года военный лётчик–cнайпер, в сентябре 1998 года уволен в запас.

Одновременно с поддержкой лётной натренированности экипажей на базе авиационных частей 43 ракетной армии создавалась учебно–материальная база.

На выделенном участке площадью 36 гектаров оборудовали взлётно–посадочную полосу, места стоянок вертолётов, парк для автомобильной техники, склады боеприпасов и ГСМ, в передвижных вагончиках ВО–10 и ВО~20 разместили инженерно–авиационную службу во главе с её руководителем майором Галкиным Г.А., группу авиационного оборудования начальник группы капитан Селезнёв Н.М., группу радиэлектронного оборудования начальник группы старший лейтенант Исаичев А.С., слюсарно–механическую группу начальник группы старший прапорщик Кравец Г.И. Для постоянной дислокации воинов срочной службы перевезли из ракетного полка, дислоцировавшегося в районе города Глухова, щитовую казарму, которую собрали на территории узла связи и оборудовали в соответствии с требованиями Воинских Уставов ВС СССР, облицевали кирпичём, там же разместили учебный класс и комнату для секретных документов, а строевой плац перед казармой покрыли асфальтом.

На удалении 800 метров от взлётно–посадочной полосы установили отдельную приводную радиостанцию ОПРС, автоматический радиопеленгатор АРП–10 началиник прапорщик Романенко С.В., у торца ВПП–радиолокационную систему посадки РСП–10 начальник системы посадки капитан Евсеев С.В. и руководитель посадки лейтенант Романчук А.У., ко всем потребителям подвели электропитание, лётное поле выгородили бетонными столбиками с колючей проволокой, на местах стоянок вертолётов, складах и других обьектах сделали освещение. Система посадки аэродрома ОПРС с РСП позволяла экипажам выполнять взлёт и посадку днём при высоте нижней границе облаков 50 метров и горизонтальной видимости ориентиров 500 метров, ночью соответственно 70 и 700 метров, к взлёту без ограничений имел допуск командир овэ подполковник Чалый А.В. В центре лётного поля построили командно–диспетчерский пункт для управления воздушным движением оборудовали средствами проводной и радиосвязи, установили средства обьективного контроля в том числе видеомагнитофон, а рядом с КДП в двух вагончиках ВО~20 разместили классы предполётной подготовки и обьективного контроля, авиационно–метеорологическую группу её первый начальник старший лейтенант Сукаленко А.

На базе центра боевой подготовки и боевого применения в городе Торжке лётный состав прошёл теоретическое и практическое переучивание на новую авационную технику Ми–8 мт и получил допуски к её эксплуатации, а инженерно–технический состав освоил Ми–8мт мт на авиационном заводе в городе Запорожье.

С 01 сентября 1982 года после утверждения командующим авиацией Киевского военного округа Инструкции по производству полётов в районе аэродрома, которую прекрасно оформила старший сержант сверхсрочной службы Бучак Л.И., перегонки вертолётов Ми–8 мт из авиационного завода города Казани, а Ми–9 из авиационного завода города Улан–Уде на постоянное место дислокации приступили к выполнению полётов по плану боевой подготовки. Открытие первых полётов начиналось с поднятия знамени ВВС, пуска сигнальной ракеты зелёного цвета и это право было предоставлено командиру овэ майору Чалому А.В. В этом знаменательном событии принимал участие начальник авиционного отдела 43 РА полковник Анпилогов Иван Михайлович – военный летчик первого класса. С этого дня воздушное пространство в районе города Ромны было предоставлено авиаторам 306 овэ. Руководил первыми полётами штатный руководитель полётов майор Глущенко Н.А., дежурныЙ по связи и радиотехническому обеспечению полётов – начальник связи и РТО капитан Комаров А.П., старший инженер полётов – заместитель по инженерно–авиационной службе майор Галкин Г.А., дежурный лётчик–штурман майор Бучак А.Д., дежурный по аэродромно–техническому обеспечению – командир роты аэродромно –технического обеспечения капитан Рыбалко Н.Н. Первые полёты прошли успешно, настроение у всех было праздничное. Об окончание лётной смены извещалось спуском знамени ВВС и двумя ракетами красного. После расформирования 306 овэ легендарное знамя осталось на хранение у расформировавшего овэ подполковника Куклева В.Е.

В январе 1985 года личный состав овэ заступил на авиационное обеспечение боевого дежурства 43 ракетной дивизии. Первую дежурную авиационную смену возглавил подполковник Чалый А.В., он же командир дежурного вертолёта, лётчик–штурман майор Бучак А.Д., бортовой авиационный техник–инструктор капитан Заика И.В., дежурный по приёму и выпуску штатный руководитель полётов майор Глущенко Н.А., дежурный инженер заместитель командира по инженерно–авиационной службе майор Галкин Г.А., дежурный по аэродромно–техническому обеспечению командир рато капитан Рыбалко Н.Н., дежурный врач – начальник медицинской службы овэ капитан Попов В.М., дежурный вертолёт под номером 01, пожарный расчёт, специальная техника АПА, дежурный тягач, санитарный автомобиль, пожарный автомобиль. Личный состав дежурной авиационной смены заступал на 3 или 4 суток в боевой готовности номер три. В день заступления на боевое дежурство после доведения приказа, исполнялся гимн СССР и дежурная авиационная смена торжественно под мелодию авиационного марша следовала на аэродром для приёмки и опробования дежурного вертолёта, после чего командир дежурной авиационной смены докладывал о готовности к заступлению на авиационное обеспечение боевого дежурства командиру дежурных сил 43 рд и далее действовал по распорядку дня авиационной части. К этому сроку все командиры экипажей были военными лётчиками первого и второго класса, а за период с 1982 по 1991гг. семнадцати командирам экипажей и лётчикам–штурманам присвоена квалификация вонный лётчик первого и военный лётчик второго класса, инженерно–технический состав имел высшую подготовку мастер и специалист первого класса. Общий ежегодный налёт овэ составлял 960 часов. Два раза в год весь лётный состав выполнял прыжки с парашютом, выпускающим был бессменный инструктор–парашютист старший прапорщик Холоша Н.Н.

В день проведения парашютных прыжков на аэродром привозили на экскурсию членов семей офицеров и прапорщиков, для них это было незабываемое зрелище.

Задачу охраны и обороны аэродрома выполнял личный состав взвода охраны во главе с командирам взвода старшим прапорщиком Тимченко Н.И.

За состоянием здоровья лётного–подьёмного состава, соблюдением ими режима труда и отдыха строго следил начальник медицинской службы капитан Попов В.М. и фельдшер старший прапорщик Сычёв А.А.

Уже первые проверки боевой готовности личного состава, вооружения и авиационной техники комиссией Главнокомандующего РВСН в 1985 году показали, что 306 овэ готова к выполнению задач по предназначению как с постоянного места дислокации так и с полевого аэродрома. В ходе учений экипажи вертолетов Ми–9 майора Бучак А.Д. и майора Ражева В.М. круглосуточно выполняли полёты на обеспечение управление войсками и связи между штабами и командными пунктами, а экипажи вертолетов Ми–8 мт подполковника Чалого А.В., майора Карпенко Б.М., капитана Куклева В.Е. выполнили полёты на боевое применение и поразили наземные цели неуправляемыми авиационными ракетами, авиационными бомбами на полигоне, расположенном в районе населенного пункта Миргород, что в 120 километрах от базового аэродрома, личный состав штурмовых групп применил стрелковое оружие из борта вертолета по наземным целям.

Для оповещения офицеров и прапорщиков, проживающих на съёмных квартирах и не имеющих проводной телефонной связи, сигнал передавался через приводную радиостанцию на их транзисторные радиоприёмники, а по прибытии в часть все регистрировались на специально разработанном электронном табло, которое сделали своими руками капитаны Евсеев С.В., Спарсов А.В., старшие прапорщики Золотарёв С.А., Шамрай С.В.
Основные подразделения овэ: два звена Ми–8 мт, звено Ми–9 взпу, инженерно–авиационная служба, подразделения обеспечения – рота аэродромно–технического обеспечения, авиационно–метеорологическая группа, медицинская служба.

Исправность авиационной техники составляла 95 процентов. Вещевое, медицинское лётно–техническое, продовольственное обеспечение было организовано в Киевском военном округе. Подсобное хозяйство размещалось в капитальном помещении, построенным хозяйственным способом и составляло дойное стадо в 24 головы крупного рогатого скота, 2 лошади, годовой урожай тепличной зелени достигал до1200 кг., на участке в 3 га высаживали до 3000 кустов помидоров, ответственным за этот участок хозяйственной деятельности был заместитель командира рато по материально–техническому обеспечению старший прапорщик Матузко А.А. Молоко, мясо и овощи для всего личного состава овэ и дежурной смены управления 43 рд поставлялось из подсобного хозяйства овэ.

Командование овэ: командир – подполковник Чалый А.В., заместитель командира – майор Карпенко Б.М., начальник штаба– майор Ким Г.Н., заместитель по политической части – майор Полуэктов Н.А., заместитель по инженерно–авиационной службе – майор Галкин Г.А., штурман овэ – майор Бучак А.Д., командир рато – капитан Рыбалко Н.Н.

Куклев Виталий ЕфимовичС октября 1988 года по сентябрь 1992 года, года расформирования, командиром 306 овэ был военный лётчик первого класса майор Куклев Виталий Ефимович, с мая 1989 года подполковник, в сентябре 1992 года назначен на должность начальника службы безопасности полётов 43 РА, в октябре 1992 года назначен командиром 60 овэ, 54 рд, 27 РА город Тейково Владимирской области, в мае 1997 году уволен в запас.

Офицеры и прапорщики проживали на частных квартирах и гостинице, в 1982 году командир 43 ракетной дивизии генерал–майор Свирин А.А. выделил две квартиры для личного состава овэ, жилищная комиссия с участием партийного бюро решили предоставить жильё командиру овэ майору Чалому А.В. и начальнику связи овэ капитану Комарову А.П. обе семьи состояли из 4 человек, а после окончания строительства жилого дома в 1984 году весь лётный состав был полностью обеспечен постоянным жильём, а в 1986 году жильём были обеспечены все.

Штурман звена старший лейтенант Грачёв В.Ю. – гитарист и певец руководил созданной им коллективом художественной самодеятельности, в котором участвовали офицеры, прапорщики, их жёны и дети, воины срочной службы, государственные праздники, день части заканчивались концертами, а на смотре художественной самодеятельности 43 рд были призёрами.

Целеустремленная лётная, партийно–политическая работа командования, партийной и комсомольской организаций, офицерского собрания, женского совета позволила создать сплоченный авиационный коллектив единомышленников выполнивших поставленные задачи без авиационных происшествий и серьёзных инцидентов.

Комментарии (1)

 

  1. Чуприянов В.Л. пишет:

    А.В. просьба внести правки Евсеев С.В., Спарсов А.В., Шамрай С.В. Спасибо, с уважением Чуприянов В.Л.

Добавить комментарий