От войны к карибскому кризису

Дубовой И.М.Лишь 17 лет прошло по окончании Великой Отечественной войны, как возник Карибский кризис и потребовалась такая грандиозная военно-стратегическая операция как “Анадырь” (1962-1963 года). Ее участники, находясь в чрезвычайно сложных условиях, фактически на линии фронта, всегда обращались к опыту предыдущей войны, в том числе, при размещении войск и их материального обеспечения. Среди этих героических людей были и наши земляки. Один из них – Дубовой Иван Михайлович.

Родился он 10 июня 1922 года в Оренбургской области. В начале 1944 года по приказу Главнокомандующего вместе со своими товарищами отбыл в действующую армию – в 109-й штурмовой авиационный Владимир-Волынский полк. В составе полка было 17 экипажей, оснащенных самолетами Ил-2 (штурмовиками). В состав экипажей входили летчик, стрелок и механик самолета. Иван Михайлович осуществил больше 40 боевых вылетов. Освобождал Западную Украину, Прибалтику, Польшу, Германию, Чехословакию, Австрию, Венгрию.

В июле 1948 года полк вернулся на Украину, в г. Миргород. В 1956 Иван Михайлович закончил Казанское техническое училище по специальности “Эксплуатация самолетов”. После училища был направлен в школу младших специалистов – инструкторов. В октябре 1960 года для продолжения службы в Советской армии направлен в ракетный полк, который базировался в г. Ахтырка, на должность начальника мастерской. Принял участие в секретной операции “Анадырь” в 1962 году. Возглавлял мастерскую по техническому обслуживанию полка. Ахтырский ракетный полк вошел в состав 51 ракетной дивизии под командованием генерал-майора И.Д.Стаценко. Когда началась передислокация дивизии, место назначения оставалось абсолютной тайной для большинства военнослужащих. О сложности и ответственности поставленных заданий говорит тот факт, что необходимо было переправить огромное количество груза и материальных средств железной дорогой и морским транспортом.

Только для перебазирования одного ракетного полка и ремонтно-технической базы к порту отправления необходимо было привлечь 17-18 железнодорожных эшелонов, в зависимости от типа ракетного комплекса, которым он был вооружен. Для доставки личного состава и техники от мест дислокации к портам Николаев, Севастополь, Балтийск понадобилось 111 эшелонов (7171 вагон). Для доставки морским путем – 35 судов. В сентябре 1962 года Ахтырский полк железной дорогой добрался до порта в г.Николаев, где состоялась погрузка на корабли. Самым тяжелым стала погрузка ракет на суда. В связи с секретностью, ракеты размещали в трюмах, но размеры люков не позволяли подавать их в горизонтальном положении, поэтому они подавались под углом, что требовало особенной осторожности. В трюмах ракеты размещались на специальных тележках и плотно прикреплялись. Верхнюю палубу загружали сельхозтехникой и другим “мирным” оборудованием, но были ракеты, которые приходилось маскировать сеткой, или под контейнеры в связи с большими габаритами.

Например, на верхней палубе сухогруза “Металлург Аносов” разместили комбайны, трактора, машины, а ракеты в трюме и сверху под брезентом. В Николаеве перед отходом кораблей все поменяли военную форму на гражданскую одежду. Через Черное море, проливы Босфор и Дарданеллы и Средиземное море корабль попал в Атлантический океан. Старшим на судне был капитан. Ему вручили пакет, который необходимо было открыть в присутствии начальников эшелона и особого отдела КГБ в определенном месте, чтобы узнать маршрут движения. В другом пакете был пункт назначения на Кубе, описание, физико-географическая характеристика острова.

Во время путешествия личный состав находился в трюме на нарах. Подчиненными Ивана Михайловича были высокопрофессиональные шоферы – крановщики, шоферы-токари, слесари, ремонтники, маляры, сварщики, и тому подобное. Выход на палубы был ограничен. Длительное путешествие 20 дней. Многих мучала морская болезнь. Условия путешествия были тяжелыми.Иногда температура в помещении достигала 45-50 градусов, еда давалась дважды в сутки в ночное время. Несколько сглаживал тяжелое путешествие показ лучших советских фильмов. Для выгрузки ракет были утверждены порты – Мариель и Касильда. О прибытии ракет знали только первые лица Кубы. Сухогруз “Металлург Амосов” прибыл в порт Мариель, а всего на Кубу было доставлено 42 ракеты. Их выгрузка осуществлялась только ночью. Внешние подступы к портам охранялись. Транспортировка в предварительно выбранные районы осуществлялась также только ночью.

1-й дивизион Ахтырского полка расположился в местности, поблизости Санта-Круз, 2-й дивизион – в Кандаларии. Инженерные работы в полевых районах в этот период велись круглосуточно. Применяли естественную маскировку – дислокация в деревьях, маскировочная сетка. 25 октября Ахтырский ракетный полк был полностью укомплектован и размещен, приведен в боевую готовность. Пребывание на Кубе усложняли тропический климат, жизнь в палатках при постоянных дождях, твердая почву, которую невозможно было копать.

Иван Михайлович ДубовойИван Михайлович вспоминает, что самыми тяжелыми днями на Кубе были 14 – 27 октября – дни переговоров между США и СССР – начинать или не начинать войну. Наконец 28 октября поступила директива – президент США Кеннеди подписал соглашение о выводе ракет из Греции и Турции, Хрущев – из Кубы. 29 октября начали демонтаж ракет и стартовых позиций, а уже 31 октября – его закончили. 1 ноября 1962 года командир ракетной дивизии И.Д.Стаценко получил приказ – в первую очередь погрузить на имеющиеся корабли все ракеты и не не позже 10 ноября отправить их в Советский Союз. Этим приказом предусматривались загрузки ракет непосредственно на палубы, что противоречило правилам перевозки груза. Однако высокая техническая грамотность воинов-ракетчиков, мастерство капитанов кораблей и красивые погодные условия, предоставили возможность завершить операцию в установленные сроки.

Ахтырский полк вышел из операции “Анадырь” без потерь. Вместе со своими товарищами Иван Михайлович вернулся домой на сухогрузе “Челюскин” в порт Калининград, откуда железной дорогой в Ахтырку. Результатами операции можно считать то, что 2 наибольшие ядерные державы, очутившись в ситуации “равной опасности”, увидели, что большой ядерный потенциал страны не в состоянии защитить ее людей от опасности. Также удалось не допустить нападения на Кубу, преодолен мировой кризис, который угрожал термоядерной войной. В декабре 1992 года Дубовой Иван Михайлович уволен из части в связи с расформированием. Он отдал авиации 19 лет, 32 года – ракетным войскам.

За свои боевые заслуги полковник Иван Михайлович Дубовой награжден Орденами Красной Звезды, Отечественной войны II степени, Богдана Хмельницкого, Сталина, и более, чем 20 медалями, в том числе, от правительства Кубы. Он секретарь первичной организации “кубинцев” при организации ветеранов Великой Отечественной войны и военной службы “Честь имею”, известный и заслуженный человек не только в нашем городе, но и в Украине и России. Неоднократно принимал участие во Всеукраинских и Всесоюзных конференциях, форумах посвященных событиям Карибского кризиса. Он пример и образец для наследования для нас, молодых украинцев, которые слышали о событиях того времени только по телевидению и читали о них в учебниках.

Дубинин Виталий, ученик 7 класса ООШ № 2, член Сумского территориального отделения МАН Украины, секция «историческое краеведение».

Ахтырская организация ветеранов-ракетчиков с прискорбием сообщает, что в ночь, с 4 на 5 апреля 2012 года, Иван Михайлович Дубовой скончался на 89 году жизни, не дожив чуть больше месяца до своего 90 -летия.

Вечная память героям!

Комментарии (2)

 

  1. Чуприянов В.Л. пишет:

    Совет Ветеранов 43 гвардейской ракетной Смоленской орденов Суворова и Кутузова дивизии выражает искренние соболезнования родным, близким, друзьям и однополчанам Дубового И.М.
    Иван Михайлович прожил жизнь достойно. Светлая ему память.
    С глубоким уважением Топольцев В.Ф., Билык В.Д., Свирин А.А., Герасимов В.П., Чуприянов В.Л., Хиневич А.П.

  2. Grarnessife пишет:

    Любовь контролирует данный гедонизм, ломая рамки привычных представлений. Wikipedia

Добавить комментарий